Еще буквально несколько лет назад «апокалиптические» прогнозы о том, что органических результатов поиска может не оказаться на первом экране страницы поисковой выдачи казались слабо реальными. Всё-таки еще оставалась надежда на благоразумие сотрудников поисковых систем, на то, что у них есть четкое понимание, что в поисковую систему пользователь приходит не за рекламными предложениями или внутренними сервисами поисковых холдингов. Что пользователь в первую очередь хочет видеть разнообразие естественных ответов на свой вопрос, честно отранжированных умным алгоритмом поисковика. Однако Яндекс, ничтоже сумняшеся, выдавил-таки органику с первого экрана выдачи по многим коммерческим запросам, что в последнее время достаточно активно обсуждается в профессиональных сообществах SEO-специалистов.
Серьезным ударом по органике на первом экране выдачи, несомненно, стало введение Яндексом в июне 2017-го года четвертой позиции спрецразмещения. Сервис статистики LiveInternet обозначает популярность разрешений экрана для декстопов следующим образом:
Так вот, на самом популярном для декстопов разрешении экрана 1366х788 четыре позиции спецразмещения уже занимают практически весь первый экран поисковой выдачи, оставляя органике в лучшем случае одну позицию, да и ту, зачастую, частично (браузер Google Chrome, масштаб 100%):
Однако спецразмещением Яндекс в деле захвата полезных площадей первого экрана выдачи не ограничивается. По определенным классам запросов в бой вступают так называемые «поисковые колдунщики» внутренних сервисов Яндекса, а, попросту говоря, виджеты его внутренних сервисов.
И тут даже второго по популярности десктопного разрешения экрана 1980х1020, а, попросту говоря, Full HD, уже не хватает для того, чтоб оставить органическим результатам шанс побороться с растущими аппетитами «эффективных менеджеров» Яндекса.
И если кондунщик Яндекс.Недвижимости, следующий после четырех позиций спецразмещения, еще оставляет немного места на Full HD экране для первой позиции органики, в которое удается втиснуться буквально половине сниппета:
То уже колдунщик Яндекс.Авиабилетов полностью вытесняет органику с первого Full HD экрана выдачи:
Более того, Яндексом проводятся эксперименты по выводу над спецразмещением колдунщиков Яндекс.Маркета и Яндекс.Карт. Скриншоты с такой экспериментальной выдачей взяты мною из профессиональных дискуссий в соцсетях:
И если результаты подобных экспериментов покажутся сотрудникам Яндекса достаточно убедительными, чтоб выкатить их на всю аудиторию поисковика, то число запросов, по которым органика исчезнет с первой страницы выдачи, может существенно возрасти.
В уже достаточно далеком 2012-м году Яндекс выпустил аналитическое исследование, которое было призвано опровергнуть предположение, что контекстные объявления «съедают» естественные клики из поисковой выдачи. Тогда с легкой руки Яндекса это явление получило название каннибализации поисковых кликов (т.е. переходов из органических результатов поиска). Мало убедительное еще тогда утверждение, что наличие рекламных блоков перед органикой не влияет негативно на переходы из нее, становится еще менее убедительным в текущих реалиях.
Во-первых, вытеснение органики с первого экрана поисковой выдачи само по себе понижает ее шансы попасть в поле зрения пользователя поисковой системы.
Во-вторых, сниппеты спецразмещения максимально мимикрируют под сниппеты органики, и на данный момент отличаются лишь наличием малозаметной надписи мелким шрифтом «реклама», имеющей чисто символическое светло-светло-серое выделение на белом фоне страницы выдачи. Полагаю, неискушенному пользователю очень непросто обратить внимание на эту пометку. Таким образом, на мой взгляд, большинство пользователей не отличают рекламные результаты от органических, что негативным образом влияет на кликабельность органических сниппетов, имеющих более низкие позиции, чем спецразмещение.
И, в-третьих, помимо колдунщиков в органические результаты активно подмешиваются сниппеты внутренних сервисов Яндекса, которые уже ничем не отличаются от органических сниппетов, не имея пометки «реклама»:
Такие сниппеты также активно «каннибализируют» органические клики.
Ну, и к тому же многие SEO-специалисты со стажем помнят знаменитую фразу из утекшей в 2011-м году в паблик документации из внутренней Wiki Яндекса «Оценку денег, наверное, стоит провести, ведь мы задвинем подальше автосалоны, поэтому может быть на них вырастут клики в Директе». Как гласит старый игровой мем, «нужно больше золота», и, я уже не удивлюсь еще более апокалиптическому для SEO-индустрии прогнозу, что со временем, органические результаты поиска могут исчезнуть не только с первого экрана, но и вообще с первой страницы поисковой выдачи. Вот только что на это скажет пользователь?
Источник: searchengines.ru