Как составить бриф на SEO: советы бизнесу и агентствам

Эксперты тендерной площадки Workspace рассказали, что такое бриф на поисковую оптимизацию, в чем отличия между брифом и техническим заданием, зачем он нужен заказчику работ и исполнителю, и какие вопросы в него входят. В конце ссылка на готовый для использования шаблон.

Что такое бриф и его отличия от ТЗ

Бриф — перечень вопросов, которые агентство или фрилансер отправляет заказчику SEO-продвижения до начала работ. Как правило, это вопросы о бизнесе, особенностях проекта, продукте или услуге, целевой аудитории и конкурентах — все, что поможет исполнителю понять суть и цели проекта. Также в брифе заказчик описывает свои пожелания и видение продвижения в целом.

Техническое задание — следующий этап в работе. Исполнитель составляет ТЗ на основе брифа: анализирует ответы заказчика и предлагает конкретные решения и инструменты. Если заказчик их утверждает, заключается договор и начинается работа над поисковым продвижением.

Зачем бриф нужен исполнителю

  • Погрузиться в бизнес заказчика и составить стратегию индивидуального поискового продвижения.

  • Понять, какой видит задачу заказчик, каких показателей хочет достичь, какие цели выполнить. Случается так, что пожелания и предпочтения клиента трудно выполнить (например, выйти в топ и обойти раскрученных конкурентов, продвигаясь по высокочастотным запросам). В этом случае исполнителю нужно аргументировать это и предложить в ТЗ свое решение.

  • Оценить объем работ и предложить желаемую стоимость и сроки выполнения.

  • Отстроиться от конкурентов. На основании брифа делается ТЗ, и в силах подрядчика сделать этот документ лучше и качественнее, чем у других претендентов.

  • Зачем бриф нужен заказчику

  • Донести до подрядчика свои цели, видения и пожелания максимально четко.

  • Быть уверенным, что задача будет выполнена не наобум, а в соответствии с целями бизнеса.

  • Определиться со стоимостью и сроками выполнения проекта. Исполнитель изучает задачу и назначает свои условия. Заказчик решает, насколько это рентабельно.

  • Выбрать лучшего подрядчика. Если на примете у заказчика несколько агентств или фрилансеров, можно не тратить время на созвоны и объяснения, а самостоятельно заполнить бриф и разослать претендентам. Затем сравнить отклики и выбрать лучшего.

  • Более четко понимать цели и задачи SEO. Формулировать мысли в письменном виде эффективнее, чем просто обдумывать идеи или проговаривать их на созвоне.

  • Бриф на SEO: вопросы и ответы

    Специалисты Workspace разработали универсальный шаблон брифа со всеми необходимыми вопросами. Услуга поисковой оптимизации — непростая и масштабная задача, поэтому лучше осветить все возможные нюансы.

    Шапка брифа

    Здесь указывают основные данные: контактное лицо, дату заполнения, способы связи, название компании и обязательно ссылку на сайт, которому нужна оптимизация, бюджет проекта (можно указать вилку цен) и желаемые сроки. Поисковое продвижение — это работа в долгую, поэтому разумно будет указать ежемесячный бюджет. Или выделить отдельные бюджеты на внешнее и внутреннее продвижение, или обозначить сумму в целом.

    Укажите также формат подбора исполнителя: с помощью конкурса или тендера, сравнение нескольких исполнителей или же бриф отправляется единственному кандидату.

    Данные о компании

    Желательно указать весь спектр услуг, которые оказывает компания. Это нужно для того, чтобы составить более полное семантическое ядро и продвигаться по всем запросам, связанным с деятельностью компании.

    Подробно о задаче

    В этом разделе освещают важные вопросы, от которых напрямую зависит дальнейшая работа. Чем полнее будут ответы, тем проще будет исполнителю понять задачу и выстроить стратегию продвижения.

  • Постановка целей. Например, выйти в топ-10 позиций поисковиков по ключевым запросам, увеличить количество уникальных посетителей, обогнать конкурентов по своему региону, выйти на другой регион, увеличить количество лидов и продаж с сайта, поменять внутреннюю структуру и сделать сайт более удобным. Если есть понимание о желаемых технических показателях и цифрах, например, минимум 3000 посетителей в месяц, минимум 50 заявок в месяц и так далее, их тоже нужно указать.

  • История продвижения. Информация о том, как и когда продвигался сайт ранее, кто выполнял работы, какие результаты были достигнуты, какие ошибки сделаны — пригодится будущему исполнителю.

  • Список ключевых фраз. Эти данные могли остаться от прежних подрядчиков или же заранее составлены в компании. Прикрепите документ к брифу.

  • Прямые конкуренты. Лучше дать ссылки на их сайты, чтобы специалисты изучили статистику, показатели, тактики и инструменты продвижения и предложили варианты отстройки.

  • Покупатель продукта или услуги. Идеально подробно описать все сегменты целевой аудитории: пол, возраст, покупательскую способность, место проживания. Если у заказчика нет сформированных портретов ЦА, можно описать их интуитивно своими словами.

  • Дополнительная информация

    Здесь указываем все, что не вошло в вопросы выше: какие дополнительные услуги могут понадобиться, какие примеры продвижения и сайты нравятся заказчику. Прикрепляются все материалы и наработки по теме, документы от прежнего подрядчика.

    Бриф — достаточно свободный документ, здесь нет четких регламентов. Отвечать на вопросы можно своими словами. К оформлению тоже особых требований нет: используйте Word, Google Docs, Google Forms. Главное — составить документ в формате «вопрос-ответ» и разделить вопросы на смысловые блоки. 

    А можно просто скачать готовый образец брифа на SEO и пользоваться в работе долгие годы. 

    Удачи в продвижении!

    Расскажите, как вы выстраиваете работу, брифуете ли клиентов или используете что-то вместо брифа?

    Автор:

    Елена Жмурина

    Теги поста или какие разделы почитать еще:

    Источник: pr-cy.ru

    Ссылка на основную публикацию