Каждая компания заинтересована в профессиональном развитии специалистов. Но у сотрудников всегда может найтись причина, чтобы не заниматься своим самосовершенствованием. Как начать и поддерживать активность даже при наличии умеренной мотивации к профессиональному росту, проверить знания и составить план развития в профессии, расскажем в статье.
Кто все эти люди
Интернет-маркетолог – это специалист, который продумывает и реализовывает стратегию продвижения в интернете с учетом особенностей конкретного бизнеса. Он выполняет как теоретические, так и прикладные задачи. Интернет-маркетолог должен хорошо разбираться в современных технологиях и обладать бизнес-кругозором.
В статье мы намеренно не разделяем маркетологов на специалистов, менеджеров (аккаунтов) по работе с клиентами и техлидов, так как не существует единой организационной структуры для всех компаний. Речь пойдет о профессии интернет-маркетолога в целом.
Откуда брать людей в профессию
В отрасли есть проблема: в профессию, связанную с интернет-продвижением, не приходят готовые специалисты. Несмотря на высокую стоимость, дополнительное образование на курсах интернет-маркетологов дает преимущественно теоретические знания.
Когда нет подготовленных кадров, остается только нанимать специалистов из других отраслей и заниматься их обучением. Но и здесь есть подвох: имеющие необходимую подготовку люди из смежных специальностей, такие как IT-специалисты, неохотно идут в маркетинг. Даже если IT-специалист согласится стать маркетологом, шансов, что он задержится в компании надолго, крайне мало. Скорее всего, очень скоро он заскучает и уйдет.
Оптимальный вариант – выпускники математических факультетов, причем как педагоги, так и теоретики. Если математика не забрали в data science, скорей берите его на работу. Такие специалисты умеют работать с цифрами, а это важнейшее качество хорошего интернет-маркетолога.
Конечно, есть и другие подходящие специальности, но все-таки здесь нужно оговориться: результат во многом определяется личными качествами претендента на должность интернет-маркетолога и его стремлением к профессиональному росту.
В процессе найма можно найти лингвиста, в совершенстве освоившего Excel, а можно встретить IT-специалиста, не знакомого с основами HTML.
Базовое правило – выбирайте сотрудников с высокими баллами в аттестате. Они перспективнее троечников, так как привыкли ответственно подходить к задачам.
Обзор материалов по специальности
Ни одна «волшебная» матрица не сможет закрыть все пробелы образования. Нужно много читать и самостоятельно изучать актуальные материалы. Ниже небольшая подборка ресурсов, которым мы доверяем и которые советуем для изучения всем, кто работает с интернет-маркетингом. Актуальность: май 2020.
- Рекомендации по созданию сайтов от Яндекса.
- Справка Яндекс.Вебмастера и подборка обучающих курсов.
- Справка Яндекс.Директа.
- Платформа для обучения Google Рекламе.
- Академия Analytics и индивидуальный экзамен по Google Analytics.
- Онлайн-курс по mytarget и аттестация там же.
- Блоги Netpeak и OWOX.
- Блоги ProMetriki и Деваки.
- Телеграм-каналы @webanalyst и @digital_analytics.
С 2019 года в России существует профессиональный стандарт «Специалист по интернет-маркетингу». И уже появились более «взрослые» программы от солидных вузов:
- Институт бизнеса и дизайна.
- Высшая школа экономики.
Как мы находим материалы и актуализируем матрицу
Мы используем три основных способа.
Мониторинг рынка и тенденций в профессиональном сообществе.
В маркетинге постоянно создаются новые инструменты, выходят курсы и различные обучающие материалы, развиваются различные сервисы, системы и платформы для решения актуальных задач. Все они имеют свои особенности и требуют определенных навыков.
Изучение спроса.
Мы стараемся типизировать запросы клиентов и добавляем в матрицу компетенции, которые нужны для решения наиболее распространенных задач.
Анализ рабочего процесса.
Мы выделяем задачи, которые чаще всего ставят перед нами клиенты, и отслеживаем ошибки в них. Такие задачи становятся пунктами матрицы, а распространенные ошибки прорабатываются при выполнении практических заданий.
Что мы не включали в матрицу
Матрица компетенций включает только профессиональные навыки, которые легко измерить – hard skills. Она не рассчитана на оценку личностных качеств (soft skills), таких как коммуникабельность, уравновешенность, способность работать в команде, креативность и т. д.
Также в матрице нет еще нескольких критериев, которые мы учитываем:
- Подготовка статей для блога компании. Это позволяет специалисту ретроспективно оценить свою работу, взглянуть на нее в целом и найти новые точки роста для проекта.
- Выступления перед коллегами с докладом, касающимся его профессиональной деятельности.
Сама матрица. Ссылка на документ с лабораторными работами
Делимся матрицей для уровней «Стажер» и Junior.
Таблица включает две части: «Портрет» и «Матрица обучения». Во вкладке «Портрет» фиксируются результаты обучения сотрудника, а также его прогресс в рамках матрицы. На второй вкладке находятся список тем, грейды, а также навыки маркетолога. Чтобы начать пользоваться таблицей, скопируйте файл, заполните имя специалиста и определите для него цель на планируемую аттестацию – впишите «?» в соответствующие ячейки. После сдачи аттестации знак вопроса напротив подтвержденных компетенций руководитель должен заменить на «да».
Процент достижения грейда рассчитается автоматически.
Грейды, список требований и практические задания для специалистов уровня Middle все еще разрабатываются. Сейчас для этого уровня мы определили следующие темы:
- Стратегии построения внешней ссылочной массы сайта.
- Передача конверсий с помощью Google Tag Manager.
- Динамический ретаргетинг.
- Influence-кампании.
- Кросс-девайс аналитика, работа с идентификатором UserID.
- Настройка сквозной аналитики.
- Торговые кампании, работа с фидами, Маркет и другие агрегаторы.
- Прогнозирование трафика контентного проекта.
Матрица, как и сами маркетологи, должна отвечать требованиям меняющегося рынка. Мы планируем постоянно дополнять ее, добавляя ссылки на актуальные материалы и новые лабораторные работы. И надеемся, что наши материалы помогут молодым специалистам в освоении профессии.
Источник: seonews.ru